Сметное дело в строительстве
В решении стратегических задач повышения эффективности общественного производства на основе структурной перестройки народного хозяйства, его глубокой социальной переориентации особая роль принадлежит капитальному строительству, которое во многом определяет технический уровень, масштабы и структуру расширенного воспроизводства во всех отраслях экономики.
Очевидна необходимость коренного улучшения капитального строительства, подъема на новый индустриальный и организационный уровень всего строительного комплекса, существенного сокращения инвестиционного цикла. Проблемы, которые накапливались годами и длительное время не решались, стали тормозом на пути повышения эффективности капитальных вложений и решения социальных задач.
Длительные сроки сооружения объектов, в 2—3 раза превышающие нормативные, низкий технический уровень проектов, используемых в производственном и жилищном строительстве, убыточность многих подрядных организаций — все это втягивало народное хозяйство в обременительные расходы, способствовало воспроизводству отсталости, а не ускорению научно-технического прогресса и социально-экономического развития страны.
В рамках проводимой в стране экономической реформы, предусматривающей отказ от административных методов управления производством и создание условий для перехода к экономической системе, основанной на рыночных отношениях, осуществляется коренная перестройка хозяйственного механизма в строительстве. Смысл перестройки строительного комплекса состоит в том, чтобы на основе прямого экономического интереса создать постоянно действующие стимулы для всех участников строительства в обеспечении ввода в действие производственных мощностей, жилых домов и других объектов социального назначения в нормативные сроки, снижении их стоимости, материалоемкости и трудоемкости, существенном повышении качества работ.
Для достижения этих целей кардинально реформированы системы планирования, финансирования и материально-технического обеспечения капитального строительства. Важнейшая составная часть перестройки управления экономикой — радикальная реформа ценообразования. Рыночные механизмы могут эффективно функционировать только в том случае, если цены устанавливаются на рынке свободно, балансируя спрос и предложение. Государственный контроль за ценами допустим только в ограниченной сфере.
Осуществляется переход от государственной монополии на формирование уровня цен к рыночным ценам, свободно устанавливаемым участниками хозяйственного оборота с учетом складывающихся спроса и предложения, и их государственному регулированию в случаях, предусмотренных законодательством. Отказ от государственного установления цен на большинство товаров, работ и услуг сопровождается по существу двумя основными ограничениями: во-первых, продукцией, производство которой сосредоточено
преимущественно на предприятиях, занимающих монопольное положение на рынке; во-вторых, товарами и услугами, обеспечивающими социальную защищенность населения.
При этом свободное ценообразование распространяется в первую очередь на продукцию, по которой имеются насыщение рынка и условия свободного развития конкуренции. В этом — краеугольный камень перестройки системы ценообразования в народном хозяйстве, в том числе и в капитальном строительстве.
«Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР», утвержденные Верховным Советом СССР 10 декабря 1990 г., содержат следующую развернутую характеристику ценообразования в инвестиционной деятельности (ст. 19): «Стоимость продукции, работ и услуг в процессе инвестиционной деятельности определяется по договорным ценам, в том числе по результатам проведения конкурсов (торгов), а в случаях, предусмотренных законодательными актами СССР, союзных и автономных республик—по государственным ценам. Договорная цена в строительстве определяется с использованием, в качестве рекомендуемых, государственных сметных норм и цен».
В связи с этим необходимы принципиально новые подходы к использованию цен в качестве рычага экономического управления. Осуществляется коренная перестройка системы цен как единого целого в интересах налаживания рыночных связей и в соответствии с задачами повышения реальных доходов населения.
Цены должны иметь большую гибкость, их уровень увязывается не только с затратами, но и с потребительскими свойствами товаров, эффективностью их использования, степенью сбалансированности производимого продукта с общественными потребностями и спросом населения.
Переход к новым условиям хозяйствования несовместим с затратным методом ценообразования. Искусственное завышение цен, к которому в условиях их административного регулирования зачастую прибегают хозяйственные органы и предприятия, не лечит экономические болезни, а лишь загоняет вглубь, тормозит технический прогресс. Завышенные цены, базирующиеся на затратном подходе, скрывают недостатки в технологии и организации производства, порождают пренебрежение к поиску рациональных способов ведения хозяйства.
В целях приведения ценообразования в соответствие с требованиями .нового хозяйственного механизма проведен пересмотр всей системы цен и тарифов с введением их в действие в промышленности и в строительстве с 1 января 1991 г. Эту меру следует рассматривать как исходный рубеж реформы ценообразования, предусматривающей поэтапную их либерализацию, имея в виду формирование цен с учетом реальной стоимости производства и реализации продукции, ее потребительских свойств, соотношения спроса и предложения.
Основное направление пересмотра сметных цен в строительстве — усиление их роли в повышении эффективности капитальных вложений и улучшение работы проектных и строительных организаций. Перестройка механизма формирования цен исходит из необходимости широкого применения цен на готовую строительную продукцию и, прежде всего, договорных цен и прейскурантов на потребительские единицы измерения, устанавливаемых с учетом качества строительной продукции.
Пересмотр оптовых цен на промышленную продукцию, тарифов на услуги транспорта, сметных цен и расценок в строительстве призван обеспечить комплексное использование принципов подлинного хозяйственного расчета и самофинансирования во всех отраслях материального производства, способствовать переходу к рыночной экономике.
Указанные требования исходя из которых осуществляется перестройка ценообразования в народном хозяйстве, являются едиными для всех отраслей экономики, отражают объективные потребности экономического и социального развития страны на современном этапе. Вместе с тем в процессе их реализации в строительстве следует учитывать специфику формирования цен на строительную продукцию, обусловленную технико-экономическими особенностями отрасли и ее местом в общественном воспроизводстве.
В учебном пособии обосновывается необходимость принципиально новых подходов к определению цен на строительную продукцию, обусловленных новой системой экономических отношений между участниками инвестиционного процесса. Рассмотрены теоретические и методические аспекты применения цен на готовую строительную продукцию (предприятия, пусковые комплексы и объекты) как основной формы ценообразования в строительстве в условиях перехода к рынку инвестиций, проектов и строительных услуг.
Приведена характеристика действующей системы сметных норм и цен с позиций отражения в них экономически обоснованных издержек производства и усиления стимулирующей роли нормативов в ресурсо сбережений. Овладение методами их технико-экономического обоснования, принятыми при пересмотре сметных нормативов, — важный шаг на пути становления инженера-строителя в современных условиях,
В учебном пособии рассмотрены новые подходы к сметному нормированию накладных расходов и прибыли в ценах на строительную продукцию. Изложены особенности определения сметных цен на строительные и монтажные работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, использование которых имеет важное значение для обоснованного определения сметной стоимости и снижения капиталоемкости производства.
Повышение технико-экономической обоснованности сметной стоимости и цен на объекты строительства неразрывно связано с дальнейшим совершенствованием сметного дела. В этой связи рассмотрены состав и структура сметной документации, включая сводные сметные расчеты стоимости строительства, объектные и локальные сметы. Особое внимание уделено путям повышения качества смет на основе совершенствования планирования проектно-изыскательских работ и экономического стимулирования проектных институтов к выпуску высокоэкономичных проектов, а также активного участия подрядных организаций в рабочем проектировании.
Рассмотрены методические и практические аспекты усиления стимулирующей роли цен в приоритетном выполнении работ по реконструкции и техническому перевооружению действующих производств. Анализ выпущенных в последние годы сметно-нормативных документов показал, что их использование — важный стимул в расширении масштабов и повышении эффективности работ по реконструкции и техническому перевооружению. Однако в дальнейшем совершенствовании этих нормативов имеются значительные резервы и возможности.
В качестве ключевого элемента формирования рыночного хозяйственного механизма рассматривается переход на применение договорных цен на строительство предприятий, пусковых комплексов и объектов.
В этой связи изложены теоретические, методологические и практические аспекты определения этих цен как принципиально новой экономической категории, не имеющей аналогов в отечественной практике строительства. Методы разработки и применения договорных цен рассматриваются с учетом требований строительного рынка, создания механизма стимулирования участников строительства к совершенствованию проектных решений, улучшению технологии и организации производства, применению эффективных конструкций и достижению на этой основе экономии ресурсов и снижения стоимости строительства.
Освещаются трудности, с которыми сталкиваются организации в процессе применения договорных цен в переходный к рынку период,, а также пути и средства их преодоления. Анализируется первый опыт применения договорных цен, обосновываются пути их дальнейшего совершенствования и, прежде всего, на основе использования лимитных цен и прейскурантов на потребительские единицы готовой строительной продукции.
Показаны особенности определения договорных цен при строительстве объектов «под ключ». При этой форме инвестиционной деятельности ввод в эксплуатацию построенного предприятия совпадает с реализацией подрядчиком в товарной форме продукции строительства в полном объеме, включая строительно монтажные работы, технологическое и другие виды оборудования, проектные, а также пусконаладочные работы.
В этом заключается принципиально новый момент использования механизма товарно-денежных отношений для достижения строительными организациями конечного народнохозяйственного результата — ввода объектов, готовых к выпуску продукции или оказанию услуг.
Самостоятельное значение имеет создание (при использовании сметных норм и цен, имеющих рекомендательный характер) условий для перехода к самофинансированию расширенного воспроизводства отрасли, чтобы осуществлять ее производственное и социальное развитие за счет собственных средств.
Предстоит обеспечить более полное отражение в сметах и договорных ценах на строительство общественно необходимых затрат, качества и потребительских свойств продукции, учет в ценах на строительство предприятий, пусковых комплексов и объектов наряду с хозрасчетными интересами участников строительства требований народнохозяйственной эффективности.
Реализация задач по указанным направлениям открывает возможности для коренной модернизации сметного нормирования и формирования качественно новой системы цен, ориентированной на потребительские единицы готовой продукции, что составляет важную предпосылку создания противозатратного механизма в строительстве, превращения норм и цен в активный рыночный инструмент повышения эффективности капитальных вложений и строительного производства.
Авторы: Г.М.Хайкин, А.Е.Лейбман, Л.И.Мазурин, М.Ф.Митин, Москва, Стройиздат
22/11/2013, 08:11
Сметное дело в строительстве
Очевидна необходимость коренного улучшения капитального строительства, подъема на новый индустриальный и организационный уровень всего строительного комплекса, существенного сокращения инвестиционного цикла. Проблемы, которые накапливались годами и длительное время не решались, стали тормозом на пути повышения эффективности капитальных вложений и решения социальных задач.
Длительные сроки сооружения объектов, в 2—3 раза превышающие нормативные, низкий технический уровень проектов, используемых в производственном и жилищном строительстве, убыточность многих подрядных организаций — все это втягивало народное хозяйство в обременительные расходы, способствовало воспроизводству отсталости, а не ускорению научно-технического прогресса и социально-экономического развития страны.
В рамках проводимой в стране экономической реформы, предусматривающей отказ от административных методов управления производством и создание условий для перехода к экономической системе, основанной на рыночных отношениях, осуществляется коренная перестройка хозяйственного механизма в строительстве. Смысл перестройки строительного комплекса состоит в том, чтобы на основе прямого экономического интереса создать постоянно действующие стимулы для всех участников строительства в обеспечении ввода в действие производственных мощностей, жилых домов и других объектов социального назначения в нормативные сроки, снижении их стоимости, материалоемкости и трудоемкости, существенном повышении качества работ.
Для достижения этих целей кардинально реформированы системы планирования, финансирования и материально-технического обеспечения капитального строительства. Важнейшая составная часть перестройки управления экономикой — радикальная реформа ценообразования. Рыночные механизмы могут эффективно функционировать только в том случае, если цены устанавливаются на рынке свободно, балансируя спрос и предложение. Государственный контроль за ценами допустим только в ограниченной сфере.
Осуществляется переход от государственной монополии на формирование уровня цен к рыночным ценам, свободно устанавливаемым участниками хозяйственного оборота с учетом складывающихся спроса и предложения, и их государственному регулированию в случаях, предусмотренных законодательством. Отказ от государственного установления цен на большинство товаров, работ и услуг сопровождается по существу двумя основными ограничениями: во-первых, продукцией, производство которой сосредоточено
преимущественно на предприятиях, занимающих монопольное положение на рынке; во-вторых, товарами и услугами, обеспечивающими социальную защищенность населения.
При этом свободное ценообразование распространяется в первую очередь на продукцию, по которой имеются насыщение рынка и условия свободного развития конкуренции. В этом — краеугольный камень перестройки системы ценообразования в народном хозяйстве, в том числе и в капитальном строительстве.
«Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР», утвержденные Верховным Советом СССР 10 декабря 1990 г., содержат следующую развернутую характеристику ценообразования в инвестиционной деятельности (ст. 19): «Стоимость продукции, работ и услуг в процессе инвестиционной деятельности определяется по договорным ценам, в том числе по результатам проведения конкурсов (торгов), а в случаях, предусмотренных законодательными актами СССР, союзных и автономных республик—по государственным ценам. Договорная цена в строительстве определяется с использованием, в качестве рекомендуемых, государственных сметных норм и цен».
В связи с этим необходимы принципиально новые подходы к использованию цен в качестве рычага экономического управления. Осуществляется коренная перестройка системы цен как единого целого в интересах налаживания рыночных связей и в соответствии с задачами повышения реальных доходов населения.
Цены должны иметь большую гибкость, их уровень увязывается не только с затратами, но и с потребительскими свойствами товаров, эффективностью их использования, степенью сбалансированности производимого продукта с общественными потребностями и спросом населения.
Переход к новым условиям хозяйствования несовместим с затратным методом ценообразования. Искусственное завышение цен, к которому в условиях их административного регулирования зачастую прибегают хозяйственные органы и предприятия, не лечит экономические болезни, а лишь загоняет вглубь, тормозит технический прогресс. Завышенные цены, базирующиеся на затратном подходе, скрывают недостатки в технологии и организации производства, порождают пренебрежение к поиску рациональных способов ведения хозяйства.
В целях приведения ценообразования в соответствие с требованиями .нового хозяйственного механизма проведен пересмотр всей системы цен и тарифов с введением их в действие в промышленности и в строительстве с 1 января 1991 г. Эту меру следует рассматривать как исходный рубеж реформы ценообразования, предусматривающей поэтапную их либерализацию, имея в виду формирование цен с учетом реальной стоимости производства и реализации продукции, ее потребительских свойств, соотношения спроса и предложения.
Основное направление пересмотра сметных цен в строительстве — усиление их роли в повышении эффективности капитальных вложений и улучшение работы проектных и строительных организаций. Перестройка механизма формирования цен исходит из необходимости широкого применения цен на готовую строительную продукцию и, прежде всего, договорных цен и прейскурантов на потребительские единицы измерения, устанавливаемых с учетом качества строительной продукции.
Пересмотр оптовых цен на промышленную продукцию, тарифов на услуги транспорта, сметных цен и расценок в строительстве призван обеспечить комплексное использование принципов подлинного хозяйственного расчета и самофинансирования во всех отраслях материального производства, способствовать переходу к рыночной экономике.
Указанные требования исходя из которых осуществляется перестройка ценообразования в народном хозяйстве, являются едиными для всех отраслей экономики, отражают объективные потребности экономического и социального развития страны на современном этапе. Вместе с тем в процессе их реализации в строительстве следует учитывать специфику формирования цен на строительную продукцию, обусловленную технико-экономическими особенностями отрасли и ее местом в общественном воспроизводстве.
В учебном пособии обосновывается необходимость принципиально новых подходов к определению цен на строительную продукцию, обусловленных новой системой экономических отношений между участниками инвестиционного процесса. Рассмотрены теоретические и методические аспекты применения цен на готовую строительную продукцию (предприятия, пусковые комплексы и объекты) как основной формы ценообразования в строительстве в условиях перехода к рынку инвестиций, проектов и строительных услуг.
Приведена характеристика действующей системы сметных норм и цен с позиций отражения в них экономически обоснованных издержек производства и усиления стимулирующей роли нормативов в ресурсо сбережений. Овладение методами их технико-экономического обоснования, принятыми при пересмотре сметных нормативов, — важный шаг на пути становления инженера-строителя в современных условиях,
В учебном пособии рассмотрены новые подходы к сметному нормированию накладных расходов и прибыли в ценах на строительную продукцию. Изложены особенности определения сметных цен на строительные и монтажные работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, использование которых имеет важное значение для обоснованного определения сметной стоимости и снижения капиталоемкости производства.
Повышение технико-экономической обоснованности сметной стоимости и цен на объекты строительства неразрывно связано с дальнейшим совершенствованием сметного дела. В этой связи рассмотрены состав и структура сметной документации, включая сводные сметные расчеты стоимости строительства, объектные и локальные сметы. Особое внимание уделено путям повышения качества смет на основе совершенствования планирования проектно-изыскательских работ и экономического стимулирования проектных институтов к выпуску высокоэкономичных проектов, а также активного участия подрядных организаций в рабочем проектировании.
Рассмотрены методические и практические аспекты усиления стимулирующей роли цен в приоритетном выполнении работ по реконструкции и техническому перевооружению действующих производств. Анализ выпущенных в последние годы сметно-нормативных документов показал, что их использование — важный стимул в расширении масштабов и повышении эффективности работ по реконструкции и техническому перевооружению. Однако в дальнейшем совершенствовании этих нормативов имеются значительные резервы и возможности.
В качестве ключевого элемента формирования рыночного хозяйственного механизма рассматривается переход на применение договорных цен на строительство предприятий, пусковых комплексов и объектов.
В этой связи изложены теоретические, методологические и практические аспекты определения этих цен как принципиально новой экономической категории, не имеющей аналогов в отечественной практике строительства. Методы разработки и применения договорных цен рассматриваются с учетом требований строительного рынка, создания механизма стимулирования участников строительства к совершенствованию проектных решений, улучшению технологии и организации производства, применению эффективных конструкций и достижению на этой основе экономии ресурсов и снижения стоимости строительства.
Освещаются трудности, с которыми сталкиваются организации в процессе применения договорных цен в переходный к рынку период,, а также пути и средства их преодоления. Анализируется первый опыт применения договорных цен, обосновываются пути их дальнейшего совершенствования и, прежде всего, на основе использования лимитных цен и прейскурантов на потребительские единицы готовой строительной продукции.
Показаны особенности определения договорных цен при строительстве объектов «под ключ». При этой форме инвестиционной деятельности ввод в эксплуатацию построенного предприятия совпадает с реализацией подрядчиком в товарной форме продукции строительства в полном объеме, включая строительно монтажные работы, технологическое и другие виды оборудования, проектные, а также пусконаладочные работы.
В этом заключается принципиально новый момент использования механизма товарно-денежных отношений для достижения строительными организациями конечного народнохозяйственного результата — ввода объектов, готовых к выпуску продукции или оказанию услуг.
Самостоятельное значение имеет создание (при использовании сметных норм и цен, имеющих рекомендательный характер) условий для перехода к самофинансированию расширенного воспроизводства отрасли, чтобы осуществлять ее производственное и социальное развитие за счет собственных средств.
Предстоит обеспечить более полное отражение в сметах и договорных ценах на строительство общественно необходимых затрат, качества и потребительских свойств продукции, учет в ценах на строительство предприятий, пусковых комплексов и объектов наряду с хозрасчетными интересами участников строительства требований народнохозяйственной эффективности.
Реализация задач по указанным направлениям открывает возможности для коренной модернизации сметного нормирования и формирования качественно новой системы цен, ориентированной на потребительские единицы готовой продукции, что составляет важную предпосылку создания противозатратного механизма в строительстве, превращения норм и цен в активный рыночный инструмент повышения эффективности капитальных вложений и строительного производства.
22/11/2013, 08:11