Ваш регион: Кембридж

Забыли пароль?

Запись не существует

ГОСТы строителям в современной России

Итак, современное развитие страны и ее вступление в международное экономическое пространство, применение новых материалов и технологий не позволяет рассматривать старую систему как эффективный метод работы, превращая ее в бюрократический элемент, препятствующий развитию целой отрасли. Тем не менее, актуальным остается вопрос: есть ли возможность создания новой базы на основе старых стандартов? Ответом на этот вопрос могут послужить разработки ГОСТов.
 

 

гост строительный

Довольно сложным вопросом была и остается оценка качества строительных объектов. Вынести адекватное решение по этому вопросу сложно, поскольку нет возможности проанализировать потребительские качества строений, как при покупке любого товара. Не соблюдение технологий, намеренное удешевление строительства за счет использования некачественных материалов может сказаться на объекте через несколько лет эксплуатации. Но и в этом случае найти виновных будет проблематично, тем более что безопасность строительных объектов является слишком острой темой для разговора, чтобы пытаться свалить на кого-то ответственность.

По идее, жестко контролировать процесс должна система стандартизации. Основная цель использования ГОСТов заключается в создании рекомендаций по использованию качественных материалов для возведения объектов и гарантии минимальных сроков эксплуатации строений.
 
Обязательные стандарты канут в лету?

В период действия СССР работала многоуровневая система стандартизации, которая распространялась как на строительство, так и на всю экономику. Но уже к началу 21 века сложилось впечатление, что она тормозит дальнейшее развитие строительной отрасли, поскольку никто не следил за обновлением системы.

В постоянно изменяющихся условиях наблюдается появление новых современных технологий и материалов для строительства, но в связи с этим должны изменяться и стандарты, сопровождающиеся разработкой новых ГОСТов и пересмотров уже существующих. Серьезной проблемой является жесткий контроль над использованием современных материалов, которые еще не были разработаны в советское время. Несвоевременное обновление нормативной базы привело к тому, что строительная отрасль перестала развиваться, не имея возможности для применения новых проектных решений.

Для того чтобы разрешить эту ситуацию и возложить ответственность за применение новых технологий на строителей, был разработан закон о техническом регулировании 184-ФЗ, который упразднял обязательное исполнение стандартов. С этого времени развитие стандартов фактически остановилось. Несмотря на то, что в строительной сфере требуется разработка нескольких сотен документов за год, реально создавались всего несколько документов. Следует отметить, что это привело не только к уничтожению стандартизации материалов как таковой, но и заморозке работ по разработке СНиП, что совершенно недопустимо.
 
Пересмотр идеи стандартизации

Специалисты в сфере строительства пришли к выводу, что закон, принятый в 2002 году был недоработанным. Насколько плохой ни была бы старая система ГОСТов, разработка новых стандартов жизненно необходима. Принимая во внимание мировой опыт, можно сказать, что система стандартизации дает возможность не только способствовать развитию отрасли, но и своевременно вернуть средства, вложенные в разработку документации. Кроме того, новая система позволит снизить сроки строительства.
Рассматривая стандартизацию на уровне экономики государства, следует отметить, что она смогла бы увеличить ВВП в среднем на один процент, благодаря развитию новых направлений.

А пока отсутствие работы в области стандартизации тормозила экономическое развитие не менее прогрессивно, чем старые стандарты. Использование новых решений становилось невозможным из-за старых технологий. Но и на сегодняшний день нормативная база в некоторых отраслях не доработана и борьба продолжается. Провоцирующим фактором является вступление нашей страны в ВТО, что только ухудшает положение: учитывая проблемы в строительной сфере, государство не может уменьшить импорт материалов за счет увеличения таможенных пошлин. В итоге на рынок поступают некачественные материалы.

В связи с этим возникает вопрос: если мы обращаем внимание на зарубежную практику стандартизации, то неужели нет возможности взять за основу их стандарты, тем более, что за рубежом существуют институты по стандартизации, которые ведут работу по поддержанию актуальной нормативной базы в течение нескольких лет. Но оказывается на практике не все так легко. Кандидат технических наук Михаил Тарабанов заостряет внимание на том, что, прежде всего, потребуется перевод зарубежных норм на русский язык и при этом нужен именно технический перевод без допущение двусмысленных трактовок.

Казалось бы, нет ничего сложно в том, что найти грамотного специалиста, но перевод стандартов – это далеко не все проблемы. Использование зарубежных стандартов приведет к тому, что придется полностью отказаться от собственных разработок. Чтобы привыкнуть к документации и новой системы, придется полностью пересмотреть программы проектирования, поскольку советские ГОСТы разрабатывались без учета мировой практики. Заместитель председателя Госдумы по промышленности Валерий Гартунг отметил, что СССР развивался как самостоятельная экономическая система, поэтому разработанные в тот период ГОСТы имели существенные отличия от мировых.

Подводя итог выше сказанному, следует подчеркнуть, что невозможно избежать работы над своими стандартами. В 2007 году произошел выход новой редакции закона о техническом регулировании, в связи, с чем началась разработка новых ГОСТов и обновление базы. В 2011 году процесс вышел на новый уровень за счет принятия новой стратегии в области индустриального домостроения и развития промышленности стройматериалов, которая должна действовать до 2020 года. Одним из важных пунктов стратегии стала разработка отраслевой базы, которая позволит использовать современные технологии и материалы в строительной сфере.

Тем не менее, идея сохранения системы стандартизации обязана не только правительству. Рыночные условия диктуют свои правила, среди которых новые стандарты качества являются приоритетным направлением развития. В период создания некоммерческих структур, когда ГОСТы вообще не принимались во внимание, велась разработка собственных норм на каждом предприятии, среди которых были как обязательные, так и нормы рекомендательного характера для различных объединений, которые могли не применяться в процессе производства. Например, некоммерческое объединение инженеров «АВОК» разработало свои стандарты для инженерных систем, пока велась разработка современной стратегии. Они создали такие документы, которых не было даже в стандартах СССР. Для тех, кто занят разработкой ГОСТ, появилась возможность увеличить спрос на выпускаемую продукцию за счет улучшения потребительских свойств по сравнению с конкурентными товарами. Все это дает возможность убрать с рынка некачественные продукты, которые реализуются по бросовым ценам.

Безусловно, взять на себя ответственность готовы не все строители и проектировщики и напрасно. Государство свободно могло бы отдать реализацию этой функции строительной сфере. Ведь это ненормально, что все находится в руках государства. Причем причина заключается не только в желании чиновников контролировать каждую сферу. Многие из них и не имеют представления об управлении в конкретной отрасли, да и имеют достаточно других дел, чтобы вникать в каждый вопрос. Дело в том, что передать управление некому – об этом говорил еще в 2012 году премьер Д. Медведев.

Однако слияние с мировой экономикой так же не стоит на месте. Одновременно с разработкой и обновлением системы стандартизации выполняются работы по оптимизации европейских документов к российским стандартам. Правда пока создание дополнений к европейским стандартам находится на первоначальной стадии.
 
Сложности в принятии нового ГОСТа

Пока действовала Стратегия (в период с 2010 по 2013 год) создавались межгосударственные стандарты на стройматериалы. В 2014 году был принят ГОСТ на сэндвич-панели, на основе которого есть возможность проследить сложность стандартизации. Разработка этого ГОСТа требовалась уже давно. Руководитель департамента фасадных систем отмечает, что еще в прошлом году не существовало документа, который бы гарантировал качество ТСП. Производители принимали во внимание только свои разработанные документы при выпуске продукции, в которых можно было написать что угодно, и это, к сожалению, всем известно, ведь потребитель не сможет проверить соответствие этой продукции регламенту, либо проверка на соответствие отнимет много времени и далеко не факт, что удастся установить истинный результат. В итоге производители качественных панелей и те, кто пытался намеренно удешевить процесс производства и применял дешевый металл низкого качества, конкурировали на рынке. Помимо этого, не было единогласного мнения о том, как именно включить ТСП в проект и рассчитать допустимую нагрузку.

Министерство регионального развития не планировало разработку такого стандарта, поэтому подготовкой проекта занялась инициативная группа, созданная согласно предложению нескольких крупных производителей. Создание стандарта было доверено ЦНИИПСК имени Мельникова.

Реализация проекта заняла три года. Одновременно с этим выполнялась отработка технологии и испытания новых панелей Sterilium, Industrium, Agrarium компанией Металл Профиль. Со временем именно эти методики стали основой для создания ГОСТ.

Как было сказано выше, разработка нового стандарта велась в тесном сотрудничестве с отраслью. Но и в этой сфере изготовителей были разные мнения относительно того, как должна выглядеть качественная продукция и какие показатели считать главными. Некоторые придерживались мнения, что стандарты и вовсе не нужны, объясняя такие размышления тем, что любой стандарт приведет к возникновению определенных рамок, что остановит дальнейшее развитие. Другие не поддерживали предлагаемую методику расчета несущей возможности ТСП, которая является важной частью ГОСТ. Безусловно, использование различных методов расчета привело к тому, что полученные результаты в разных компания отличались. В связи, с чем было сложно создать единую политику в отношении технических показателей панелей. Поэтому потребовались регулярные встречи в ЦНИИПСК им. Мельникова, который выступал только в качестве руководителя проекта, имеющего представление о возможных сложностях, с целью обсуждения наработок и согласования, поскольку ни одна из сторон не собиралась отказываться от своих мнений. Такие трудности вполне оправданы для процесса стандартизации материала, технические показатели которого ранее не были регламентированы.

Следует подчеркнуть, что для введения межгосударственного стандарта, в качестве которого и выступает ГОСТ, в отличие от существующего ГОСТ Р, нужно не только согласование с представителями отрасли, но и с партнерами из СНГ. Несмотря на все сложности, задача была решена.

Введение нового ГОСТа дало возможность повлиять на ситуацию на рынке. После принятия стандарта контроль будет осуществлять государство, что позволяет привлекать виновных, поставляющих некачественный продукт. ГОСТ регламентирует выпуск ТСП только на автоматических линиях. На производственных предприятиях, где задействован ручной труд, невозможно достичь требуемой плотности склеивания. Благодаря этой особенности, появилась возможность устранить с рынка тех производителей, кто применял некачественные комплектующие детали при изготовлении продукции и тех, кто использовал старые производственные линии, не способные обеспечить необходимые характеристики прочности панелей. Теперь заказчик может выбирать исключительно качественные материалы, исключая вероятность приобретения материалов сомнительного производства, что, несомненно, скажется на качестве строительных объектов. Со временем введение ГОСТа позволит исключить недоверие со стороны заказчиков относительно приобретения перспективных ТСП.
 


Пересмотр и доработка нормативно-информационной базы, которая бы отвечала современному уровню развития строительной отрасли, в дальнейшем должна стать одной из движущих сил развития экономики сегмента и улучшения качества возводимых строительных объектов. Помимо этого, она является мотивирующим фактором, способным привлечь производителей к инвестированию в развитие новых технологий и повышению качества выпускаемой продукции. Все должно сказаться на эффективности производства.


2/09/2014, 11:09


Читайте также

Переезд в Кыргызстан из России: особенности и рекомендации
ОЭЗ «Доброград-1» подвела итоги участия в менторской программе «Стартап-сезоны»
WONE Hotels будет управлять в Петербурге апарт-отелем LIFE APART Октябрьская
В России усиливается поддержка развития инновационных стартапов
Исследования подтвердили пожаробезопасность новых технических решений на основе системы ТН-Чердак PIR

Товары компаний

Комментарии (3)