Природные и технические битумы
Битум – твердый смолоподобный продукт, не растворимый в воде. Он бывает двух видов: природный и технический (искусственный). Первый вид битума – это естественная производная нефти и в чистом виде встречается крайне редко. Для их добычи используют шахтный или карьерный способы. Чаще всего встречаются «асфальтовые» породы, к которым относятся известняки и доломиты, пропитанные битумом. Материал дробят и пускают для покрытия дорог.
Технический битум – это остаточный продукт переработки нефти, каменного угля, сланцев. Получают данный материал обычно вакуумной перегонкой гудрона. Состав природного и технического битума очень схож. Но в ряде показателей природный материал все же превосходит искусственный (погодоустойчивость, адгезия). Но применение натурального состава ограничено из-за его высокой стоимости и небольшого производства. Чаще всего вязкий природный материал используется в лакокрасочной и химической промышленности. Оба материала имеют главный недостаток – повышенную хрупкость, которая начинает проявляться при отрицательных температурах.
Основные характеристики битумов:
• Вязкость, которая обычно зависит от группового состава материала и температуры. Это свойство не постоянно. Если температура повышается, то вязкость становится ниже. Как только показатель температуры становится ниже, вязкость быстро возрастает, но при достижении отрицательных показателей температур материал становится хрупким.
• Пластичность – этот показатель увеличивается при повышении температуры, увеличении содержания масла, а так же при увеличении продолжительности нагрузки.
• Температура размягчения – этот показатель выражается в градусах и обычно равен 20-95°С.
• Температура хрупкости – чем она ниже, тем выше морозостойкие показатели материала, и лучше само качество битума. У дорожного материала этот показатель равен -20…+5°С.
• Температура вспышки – показатель, при котором выходящие пары начинают воспламеняться от поднесенного огня. Для твердых и вязких материалов этот показатель обычно равен 200°С и выше.
• Высокая адгезия – т.е. показывает способность прилипания к поверхности, где есть органические и минеральные компоненты. Для определения этого свойства можно использовать любые методы, но чаще всего обращаются к визуальному.
Виды технического битума:
• дорожный материал пяти разных марок;
• материал, используемый в строительстве трех марок;
• битум, используемый для кровельных работ.
Помимо вязкого и твердого битума существует жидкий. При комнатной температуре эти материалы имеют вязкую, жидкую консистенцию, и во время строительных работ их лучше всего использовать в холодном или слегка подогретом состоянии (не более 50°С). Как только летучие фракции в жидком битуме испаряются, и происходит окислительный процесс, консистенция материала становится более густой. Исходя из скорости загустения, битум может принадлежать к первому классу и иметь среднюю скорость, или относиться ко второму классу с более медленным процессом затвердевания.
28/08/2013, 10:08
Природные и технические битумы
Битум – твердый смолоподобный продукт, не растворимый в воде. Он бывает двух видов: природный и технический (искусственный). Первый вид битума – это естественная производная нефти и в чистом виде встречается крайне редко. Для их добычи используют шахтный или карьерный способы. Чаще всего встречаются «асфальтовые» породы, к которым относятся известняки и доломиты, пропитанные битумом. Материал дробят и пускают для покрытия дорог.Технический битум – это остаточный продукт переработки нефти, каменного угля, сланцев. Получают данный материал обычно вакуумной перегонкой гудрона. Состав природного и технического битума очень схож. Но в ряде показателей природный материал все же превосходит искусственный (погодоустойчивость, адгезия). Но применение натурального состава ограничено из-за его высокой стоимости и небольшого производства. Чаще всего вязкий природный материал используется в лакокрасочной и химической промышленности. Оба материала имеют главный недостаток – повышенную хрупкость, которая начинает проявляться при отрицательных температурах.
Основные характеристики битумов:
• Вязкость, которая обычно зависит от группового состава материала и температуры. Это свойство не постоянно. Если температура повышается, то вязкость становится ниже. Как только показатель температуры становится ниже, вязкость быстро возрастает, но при достижении отрицательных показателей температур материал становится хрупким.
• Пластичность – этот показатель увеличивается при повышении температуры, увеличении содержания масла, а так же при увеличении продолжительности нагрузки.
• Температура размягчения – этот показатель выражается в градусах и обычно равен 20-95°С.
• Температура хрупкости – чем она ниже, тем выше морозостойкие показатели материала, и лучше само качество битума. У дорожного материала этот показатель равен -20…+5°С.
• Температура вспышки – показатель, при котором выходящие пары начинают воспламеняться от поднесенного огня. Для твердых и вязких материалов этот показатель обычно равен 200°С и выше.
• Высокая адгезия – т.е. показывает способность прилипания к поверхности, где есть органические и минеральные компоненты. Для определения этого свойства можно использовать любые методы, но чаще всего обращаются к визуальному.
Виды технического битума:
• дорожный материал пяти разных марок;
• материал, используемый в строительстве трех марок;
• битум, используемый для кровельных работ.
Помимо вязкого и твердого битума существует жидкий. При комнатной температуре эти материалы имеют вязкую, жидкую консистенцию, и во время строительных работ их лучше всего использовать в холодном или слегка подогретом состоянии (не более 50°С). Как только летучие фракции в жидком битуме испаряются, и происходит окислительный процесс, консистенция материала становится более густой. Исходя из скорости загустения, битум может принадлежать к первому классу и иметь среднюю скорость, или относиться ко второму классу с более медленным процессом затвердевания.
28/08/2013, 10:08