Искусственное сооружение, предназначенное для прохода людей над препятствием (рекой, оврагом, дорогой), называется мост. Конструктивно такое сооружение состоит из опор и пролетных строений. Пролеты воспринимают основную нагрузку и передают ее опорам, а те, в свою очередь, на основание конструкции. В большинстве случаев пролеты прямые, но могут иметь и более сложную форму (кольцо, спираль).
Классификация сооружений
Классифицируют мосты по нескольким признакам. По области применения:
- Автомобильный.
- Пешеходный.
- Метромост.
- Железнодорожный (ЖД).
- Комбинированный (например, автомобильно-пешеходный).
Также различают виадуки – мосты, соединяющие две равновысотные точки (края оврагов, ущелий), и акведуки, устраиваемые под углом для транспортировки воды. Строительство мостов и гидротехнических сооружений регламентировано СНиПами.
По конструкции мосты бывают:
- Балочные. Несущие конструкции выполнены из неразрезных или консольных сплошных балок, возможно строительство на сквозных фермах. Такие балки сложны в изготовлении, но отличаются экономичностью и плавным профилем проезда. Наиболее часто устраиваются на скоростных магистралях.
- Арочные. Менее материалоемкие, чем балочные конструкции. Но при их возведении следует учитывать горизонтальные нагрузки, которым будет подвергаться сооружение в процессе эксплуатации. Поэтому строительство мостов (и тоннелей) арочного типа является более сложным и затратным.
- Рамные. Опорные конструкции жестко скреплены с пролетными строениями при помощи ригелей. Один ригель может соединяться с несколькими стойками. Возводятся также мосты из Т-образных рам, скрепленных шарнирами (рамно-консольные) или балками, закрепленными на концах ригелей.
- Висячие. Конструкция схожа с арочным типом, но несущие элементы располагаются вниз выпуклостью и растягиваются. Подобное строение имеют и вантовые сооружения.
- Комбинированные. Сочетают в себе части различных типов опор.
- Наплавные, или понтонные – временные сооружения на плавучих опорах.
- Разводные. Строительство моста через реку, по которой ходят суда, предполагает наличие разводного механизма. Различают разводные конструкции 1-го и 2-го типов и поворотные.
Особого внимания заслуживают наплавные сооружения, не заменимые в освоении водных объектов. Конструктивно наплавный мост состоит из трех частей: переходной, подходной и речной (плавучей). Пролеты монтируются непосредственно на плавучие опоры. Строительство актуально там, где возведение других строений не возможно ввиду большой глубины или особенностей грунта водной преграды. Не практикуется монтаж в местах с сильным течением или ледоходом. Также учитывается сезонный уровень воды в месте наведения переправы. Никаких правил и регламентов для понтонов не существует, качество возведения определяется только опытом рабочих.
Строительство автомобильных, ж.д. и пешеходных мостов
8/11/2013, 06:11